Методические
рекомендации
«Комплекс мер по
предупреждению коррупции в организациях, подведомственных органам
исполнительной власти города Москвы»
1.
Правовые основы
В целях практического
применения методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации (далее – Минтруд России) о мерах по предупреждению коррупции в
организациях Департаментом региональной безопасности и противодействия
коррупции города Москвы (далее – Департамент) разработаны рекомендации и предложения
для внедрения мер
по предупреждению коррупции в организациях, подведомственных органам
исполнительной власти города Москвы – государственных учреждениях города Москвы,
подведомственных органам исполнительной власти города Москвы (далее также –
организации, функции и полномочия учредителей которых осуществляют органы
исполнительной власти города Москвы; организации).
Правовую основу деятельности
органов исполнительной власти города Москвы (далее – ОИВ города Москвы) и
подведомственных им организаций по разработке и принятию мер по предупреждению
коррупции составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и Трудовой
кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Так, часть 1 статьи 13.3 Федерального
закона № 273-ФЗ обязывает организации вне зависимости от
организационно-правовой формы разрабатывать и принимать меры по предупреждению
коррупции.
Указанная норма носит императивный
характер, в связи с чем непринятие мер, направленных на предупреждение
коррупции в организации, является нарушением требований федерального
законодательства, надзор за исполнением которого осуществляется органами
прокуратуры.
Часть 2 статьи 13.3 Федерального
закона № 273-ФЗ предусматривает самостоятельность организаций в выборе
конкретных мер по предупреждению коррупции. При этом в данной норме закона в
качестве примера указывается, какими могут быть такие меры, а именно:
- определение
подразделений или должностных лиц, ответственных
за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество
организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение
в практику антикоррупционных мер (стандартов) и процедур, направленных на
обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики
и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и
урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления
неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
2.
Обязанности руководителя организации
Определение и внедрение в
организации антикоррупционных мер возлагается на ее руководителя. Процесс определения
мер по предупреждению коррупции должен осуществляться руководителем организации
на постоянной основе и корректироваться с учетом существующих и вновь возникающих
коррупционных рисков.
В
соответствии с требованиями постановлений Правительства Москвы
от 21 декабря 2010 г. № 1076-ПП «О порядке осуществления органами
исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя
государственных учреждений города Москвы» и от 15 февраля 2011 г. № 30-ПП
«О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и
казенных учреждений города Москвы» деятельность подведомственных ОИВ города
Москвы организаций по противодействию коррупции наряду с другими основными
видами их деятельности подлежит контролю со стороны ОИВ города Москвы,
осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного
учреждения города Москвы.
При этом следует
руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 12
апреля 2013 г. № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем
государственного (муниципального) учреждения», предусматривающего, что
руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в
соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством
субъекта Российской Федерации, уставом учреждения, коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, требования
которых он обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей.
С учетом изложенного целесообразно
включить в устав организации, а также
в трудовой договор с руководителем организации и его должностную инструкцию требования,
обязывающие руководителя организации
разрабатывать и принимать конкретные меры по предупреждению коррупции.
Например, для этого может быть применена следующая формулировка: «Руководитель (наименование организации) организует
и несет ответственность за разработку и внедрение механизмов противодействия
коррупции в деятельности учреждения».
Поскольку типовая форма
трудового договора с руководителем организации носит рамочный характер, включение
указанных обязанностей руководителя организации по профилактике коррупции и
установление его персональной ответственности не противоречит требованиям
статьи 57 ТК РФ «Содержание трудового договора».
Также в трудовой договор и
должностную инструкцию руководителя организации целесообразно включить, помимо
общих обязанностей работодателя, предусмотренных статьей 22 ТК РФ «Основные
права и обязанности работодателя», перечень обязанностей по предупреждению
коррупции, например, таких как:
- принимать меры по
предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
- назначать подразделение
или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных
правонарушений;
- принимать
Антикоррупционный кодекс (наименование
организации) и иные локальные нормативные акты по вопросам противодействия
коррупции (положение о комиссии по
противодействию коррупции и другие);
- сообщать в ОИВ города
Москвы и в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных
правонарушений, о которых организации стало известно, а также о случаях
обнаружения признаков коррупционных правонарушений в действиях работников
организации;
- уведомлять ОИВ города
Москвы: о фактах обращения в целях склонения руководителя организации к
совершению коррупционных правонарушений, о конфликте интересов или о
возможности его возникновения при исполнении трудовых (должностных) обязанностей;
- не совершать действия (не
проявлять бездействие), влекущие причинение материального или репутационного
ущерба организации и ОИВ города Москвы;
- воздерживаться от
каких-либо санкций в отношении работников, сообщивших в правоохранительные
органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых (должностных) обязанностей
информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения;
- осуществлять мониторинг
эффективности реализации мер
по предупреждению коррупции в организации;
- организовывать
информирование, консультирование и просвещение работников организации по вопросам
противодействия коррупции.
Также ОИВ города Москвы, осуществляющему
функции и полномочия учредителя организации, с целью повышения ответственности
руководителя организации за состояние антикоррупционной работы и исключения
формального отношения к профилактике коррупции в организации целесообразно включить
в трудовой договор с руководителем организации положение о том, что трудовой
договор с ним в случае совершения коррупционных правонарушений (дисциплинарных
проступков) подлежит расторжению (может
быть расторгнут) в соответствии со
статьей 81 или пунктом 2 части 2 статьи 278 ТК РФ.
3.
Деятельность ответственных лиц и коллегиального органа
Текущую работу по
предупреждению коррупции в организации ее руководителю следует поручить подразделению по профилактике коррупционных
и иных правонарушений или должностным лицам, ответственным за профилактику
коррупционных и иных правонарушений (далее – ответственное лицо), в форме принятия
локального нормативного акта (приказа, распоряжения).
При этом руководителю
организации надлежит установить обязанности
должностных лиц указанного подразделения или ответственных лиц, в число
которых могут входить:
- определение
коррупционных рисков, разработка и внедрение механизмов противодействия
коррупции, антикоррупционных мер (стандартов) и процедур, мониторинг
эффективности мер по профилактике коррупционных правонарушений в организации;
- принятие мер по
выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта
интересов при исполнении работниками организации своих трудовых (должностных) обязанностей;
- обеспечение реализации
работниками организации обязанности уведомлять руководителя организации и
правоохранительные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в
целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
- проведение проверок в
связи с фактами, указывающими на совершение работниками коррупционных
правонарушений;
- разработка проекта плана
противодействия коррупции в организации, подготовка проектов локальных
нормативных актов по вопросам профилактики коррупционных правонарушений,
составление отчетных документов о реализации антикоррупционной политики в
организации;
- осуществление
мониторинга законодательства в сфере противодействия коррупции с целью
актуализации локальных нормативных актов организации;
- взаимодействие с
правоохранительными органами по вопросам реализации мер, направленных на
предупреждение коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений
в организации;
-
проведение просветительской деятельности по вопросам противодействия коррупции,
оказание работникам организации консультативной помощи
по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции;
- другие обязанности,
направленные на формирование у работников нетерпимости к коррупционному
поведению и проведение мероприятий
по профилактике коррупционных правонарушений в организации.
Еще одним инструментом по
профилактике коррупции в организации может быть специально образованный
коллегиальный орган, в связи с чем представляется целесообразным образование в
организациях комиссии по противодействию
коррупции, положение о которой утверждается соответствующим локальным
нормативным актом (приложение 2).
4.
Содержание профилактической работы
4.1.
Применение норм трудового законодательства
Организация работы по
предупреждению коррупционных правонарушений в организации основывается на применении следующих норм трудового
законодательства.
Так, статья 21 ТК РФ «Основные
права и обязанности работника» обязывает работника добросовестно исполнять свои
трудовые обязанности, возложенные
на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка
и трудовую дисциплину.
Таким образом,
руководитель должен закрепить в юридически обязывающих работника документах (трудовом
договоре и правилах внутреннего трудового распорядка) обязанности, направленные
на предупреждение коррупционных правонарушений.
Статья 57 ТК РФ «Содержание
трудового договора» устанавливает, что
по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться обязанности работника,
установленные локальными нормативными актами.
Таким образом, в целях
предупреждения коррупции руководителю
организации рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации обязанности
по соблюдению антикоррупционных мер (стандартов), установленных в организации.
Статья 189 ТК РФ «Дисциплина
труда и трудовой распорядок» определяет дисциплину труда как обязательное для
всех работников подчинение правилам поведения, определенным федеральными
законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами,
трудовым договором.
В этой же норме закона установлена
обязанность работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором
создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Там же сформулировано определение
понятия «правила внутреннего трудового распорядка», из которого следует, что это
– локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы приема и увольнения
работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового
договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и
взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений.
Из указанного следует,
что руководитель организации вправе
включить и
в правила внутреннего трудового распорядка вопросы, касающиеся предупреждения коррупционных
правонарушений.
При этом следует обратить
внимание на положение статьи 22 ТК РФ «Основные права и обязанности
работодателя», которое предоставляет руководителю организации право требовать
от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Таким образом,
законодатель предоставил руководителю организации широкие возможности по исполнению
обязанности по разработке и принятию мер
по предупреждению коррупции. В целях профилактики коррупции руководитель организации обязан принимать локальные
нормативные акты, заключать трудовые договоры с работниками, устанавливающие
обязанности по предупреждению коррупционных правонарушений, неисполнение
которых может повлечь расторжение трудового договора по инициативе
работодателя.
4.2.
Содержание трудовых договоров с работниками организации и правил внутреннего
трудового распорядка
Руководителю организации рекомендуется
включить в трудовые договоры с работниками организации, а также в правила внутреннего
трудового распорядка следующие требования:
1) в обязанности
работников, помимо предусмотренных статьей 21 ТК РФ «Основные права и
обязанности работника»:
- соблюдать
антикоррупционную политику, локальные нормативные акты
по вопросам противодействия коррупции, антикоррупционный кодекс (антикоррупционные меры (стандарты), нормы трудовой,
профессиональной этики и правила делового поведения) организации;
- не совершать действий (не
проявлять бездействие), влекущих причинение материального или репутационного
ущерба организации или ОИВ города Москвы;
- уведомлять работодателя
о: фактах обращения в целях склонения работника организации к совершению
коррупционных правонарушений; конфликте интересов или о возможности его
возникновения при исполнении трудовых (должностных) обязанностей;
- другие обязанности,
направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;
2) в разделы «Ответственность
работника» и «Права работодателя» включить положение о том, что трудовой
договор с работником в случае совершения
им коррупционных правонарушений (дисциплинарных проступков) подлежит
расторжению (может быть расторгнут) в
соответствии со статьей 81 ТК РФ.
Руководителю
организации рекомендуется включить в правила внутреннего трудового распорядка принятые в
организации процедуры, обязательные для работника, претендующего на назначение на
должность, исполнение обязанностей по которой связано с коррупционными рисками.
В
перечень должностей, исполнение
обязанностей по которым связано
с коррупционными рисками, как правило, помимо руководителя организации,
входят его заместители, главный бухгалтер, работники контрактной службы и
административно-управленческого аппарата, начальники структурных подразделений.
Также
в этот перечень руководителем организации могут быть включены и другие должности
с учетом особенностей деятельности организации. Указанный перечень утверждается
отдельным локальным нормативным актом организации (приложение 3).
В правилах
внутреннего трудового распорядка организации целесообразно указать антикоррупционные
процедуры, которые не были включены в другие разделы этих правил
и локальные нормативные акты организации и которые, по мнению руководителя организации,
направлены на предупреждение коррупционных правонарушений.
Например,
для работников,
назначенных (претендующих) на должности, исполнение обязанностей по которым связано
с коррупционными рисками, это:
-
возможность проведения опроса с
использованием полиграфа;
-
проверка отсутствия лишения права занимать определенные должности (заниматься
определенной деятельностью, дисквалификации) для материально-ответственных лиц
и лиц, претендующих на должности, связанные с участием
в распоряжении материальными ценностями;
-
проверка документов об образовании, фактов наличия судимости, информации о
совершенных правонарушениях;
-
получение отзывов с прежнего места работы;
-
размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителя организации,
его заместителей и главного бухгалтера в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет в соответствии с требованиями статьи 349.5 ТК РФ и постановления
Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. № 915-ПП
«Об утверждении Порядка размещения информации о рассчитываемой
за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их
заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений города Москвы,
государственных унитарных предприятий города Москвы».
4.3. Локальные нормативные акты
организации
4.3.1. Антикоррупционный кодекс
организации – это основной локальный нормативный акт
организации, содержащий положения о применяемых антикоррупционных мерах и свод
правил поведения работников, принятых
в организации в целях предупреждения коррупции (приложение 1).
Антикоррупционный
кодекс организации должен быть доступным для работников организации и доведен
до их сведения под личную подпись. В случае возникновения гражданско-правового
спора с работником организации, допустившим коррупционное правонарушение, по
поводу несогласия
с примененными к нему санкциями указанный документ и ознакомление с ним этого
работника могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении
соответствующего дела.
Антикоррупционный кодекс организации может состоять
из следующих разделов:
I. Антикоррупционная политика
организации содержит следующие сведения:
-
цели и задачи антикоррупционной политики организации;
-
используемые понятия и их определения;
-
принципы антикоррупционной политики организации;
-
область применения антикоррупционной политики и круг лиц, подпадающих под ее
действие;
-
принимаемые в организации основные меры по предупреждению коррупции;
-
ответственность работников за несоблюдение установленных в организации
антикоррупционных мер (стандартов).
Данный перечень не является
исчерпывающим и может включать другие сведения,
касающиеся предупреждения коррупции в организации.
В
качестве основных целей и задач антикоррупционной политики организации можно
указать формирование у работников нетерпимости к коррупционному поведению и
обеспечение соблюдения работниками антикоррупционных мер (стандартов),
минимизацию коррупционных рисков, поддержание авторитета и деловой репутации
организации.
Действие
антикоррупционной политики должно распространяться на всех работников
организации без исключения.
В
качестве одного из основных принципов антикоррупционной политики организации
следует указать неотвратимость ответственности за коррупционное правонарушение
в отношении любого работника организации, допустившего данное правонарушение.
В
числе мер по предупреждению коррупции целесообразно указать следующие:
-
информирование, консультирование, просвещение и обучение работников организации
по вопросам, связанным с противодействием коррупции;
-
поощрение за соблюдение антикоррупционных мер (стандартов) и ответственность за
их несоблюдение;
-
обязанность работников организации уведомлять о фактах коррупции и о склонении
к совершению коррупционного правонарушения;
-
меры по защите лиц, сообщивших о коррупции в организации;
-
взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам противодействия
коррупции;
-
иные меры.
II. Конфликт интересов
В
настоящем разделе раскрывается порядок сообщения работниками организации о
возникновении личной заинтересованности (о возможной личной заинтересованности)
при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит или может
привести к конфликту интересов, а также порядок рассмотрения такого сообщения.
Необходимо
обратить внимание на особенности применения понятия конфликта интересов и процедур его урегулирования.
Для
государственных органов понятие конфликта интересов и процедуры его
урегулирования указаны в Федеральном законе № 273-ФЗ.
Так,
согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом
интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая
или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает
обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта
интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и
беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей
(осуществление полномочий).
Частью
2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что под личной
заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег,
иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного
характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ)
должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве
лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями,
сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или
организациями, с которыми это должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в
близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными
близкими отношениями.
При
этом следует отметить, что в настоящее время согласно положениям Федерального
закона № 273-ФЗ организации, подведомственные ОИВ города Москвы, не обязаны при
разработке соответствующих локальных нормативных актов основываться на
вышеуказанном определении конфликта интересов, поскольку на работников этих
организаций не распространяются обязанности принимать меры по предотвращению и
урегулированию конфликта интересов.
Вместе
с тем рекомендуется, чтобы вводимые организациями определения конфликта
интересов не противоречили указанным общим требованиям, перечисленным в Федеральном
законе № 273-ФЗ, и учитывали особенности деятельности этой организации.
Так,
для государственных бюджетных и
казенных учреждений города Москвы актуальными в рассматриваемом вопросе
будут следующие положения статьи 27
Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Лицами,
заинтересованными в совершении некоммерческой организацией (т.е. государственным бюджетным или казенным учреждением города
Москвы) тех или иных действий, в
том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются
руководитель (заместитель руководителя) этой организации, а также лицо,
входящее в состав органов управления этой организацией или органов надзора за
ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или
гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих
организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях
или являются кредиторами этих граждан.
Заинтересованность в совершении
некоммерческой организацией (т.е. государственным
бюджетным или казенным учреждением города Москвы) тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой
конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
Заинтересованные
лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации (т.е. государственного
бюджетного или казенного учреждения города Москвы), прежде всего в отношении
целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой
организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных
учредительными документами некоммерческой организации.
Законодателем
установлена следующая процедура урегулирования конфликта интересов – в случае,
если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой
является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае
иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в
отношении существующей или предполагаемой сделки:
1)
оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления
некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента
принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении – соответствующему
органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);
2)
сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или
органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении – соответствующим
органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).
Для
государственных автономных учреждений
города Москвы
следует руководствоваться требованиями статей
16 и 17 Федерального закона
от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», где лицами,
заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими
юридическими лицами и гражданами, признаются члены наблюдательного совета
автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители.
При
этом круг лиц, которые признаются заинтересованными в совершении сделки, значительно
шире предыдущего случая. В число таких лиц могут входить супруги (в том числе
бывшие) перечисленных должностных лиц, а также их родители, бабушки, дедушки,
дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные
братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого
лица), племянники, усыновители, усыновленные, которые:
1)
являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или
представителем;
2)
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами
голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала
общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются
единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического
лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения,
выгодоприобретателем, посредником или представителем;
3)
занимают должности в органах управления юридического лица, которое
в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем,
посредником или представителем.
Процедура
урегулирования конфликта интересов здесь аналогична ранее рассмотренной. Заинтересованное
лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения
и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой
сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может
быть признано заинтересованным.
Сделка,
в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с
предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.
Наблюдательный
совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении
сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение 15 календарных
дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного
совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не
предусмотрен более короткий срок.
Решение
об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность,
принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного
учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки.
В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют
в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение
об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность,
принимается учредителем автономного учреждения.
Кроме
того, некоторым организациям следует руководствоваться нормативными правовыми
актами, регулирующими сферу деятельности организации (например, сферы
образования, медицины), которыми также установлены определения конфликта
интересов и процедуры, направленные на его урегулирование.
Так,
в статье 2 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» указано, что конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при
которой у педагогического работника
при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная
заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и
которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим
работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его
личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В
статье 45 упомянутого закона определен порядок действий
для образовательных организаций в случае возникновения конфликта интересов и
обращения обучающихся и их родителей (законных представителей) в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений, который должен быть регламентирован соответствующими
локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
Также
в статье 48 установлен запрет на оказание платных образовательных услуг
обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов
педагогического работника.
Для медицинских организаций (аптечных
организаций) понятие конфликта интересов и порядок действий на случай его
возникновения установлен в статье 75
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации».
Так,
согласно положениям данной нормы закона конфликтом интересов является ситуация,
при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при
осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской
профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке
клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает
личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного
преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими
профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных
с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия
между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.
Этим
же законом установлен порядок действий на случай возникновения такой ситуации,
согласно которому медицинский работник или фармацевтический работник обязан
проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской
организации или руководителя аптечной организации, в которой он
работает, а также регламентирован порядок действий руководителя медицинской
организации или руководителя аптечной организации.
При
этом следует отметить, что согласно требованиям упомянутой нормы закона руководитель
медицинской организации или руководитель аптечной организации в
семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан
в письменной форме уведомить об этом уполномоченный Правительством Российской
Федерации федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, уполномоченный Правительством
Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти образует комиссию
по урегулированию конфликта интересов и утверждает положение об этой комиссии.
В
настоящее время порядок исполнения указанных требований определен приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря
2012 г. № 1350н «Об утверждении Положения о Комиссии Министерства
здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при
осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности».
Таким
образом, руководителям организаций, подведомственных ОИВ города Москвы, при
формировании раздела Антикоррупционного кодекса организации, посвященного
вопросам предупреждения и урегулирования конфликта интересов, следует учитывать
род ее деятельности.
С
целью понимания работниками организации того, как понятие конфликта интересов
соотносится с их деятельностью, целесообразно разработать перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики их
трудовой деятельности, с которым следует ознакомить работников.
Для
этого можно воспользоваться соответствующими обзорами
Минтруда России, размещенными на официальном сайте https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13.
III. Уведомление о склонении к коррупционным
правонарушениям
Раздел
определяет порядок уведомления работником
руководителя (наименование
организации) о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его
к совершению коррупционного правонарушения, порядок учета и регистрации таких уведомлений, а также проведения
проверочных мероприятий, связанных с их поступлением.
IV. Оценка коррупционных рисков
В
данном разделе определяется порядок осуществления оценки коррупционных рисков в
организации в целях определения возможности совершения работниками
коррупционных правонарушений при осуществлении трудовой деятельности, а также
выработки механизмов по предупреждению коррупции.
Основными
задачами оценки коррупционных рисков являются определение перечня должностей,
исполнение обязанностей по которым связано
с коррупционными рисками, а также выработка предложений по созданию механизмов,
препятствующих коррупционным правонарушениям, для принятия руководителем организации
соответствующих управленческих решений.
4.3.2. Положение о Комиссии по
противодействию коррупции утверждается
отдельным локальным нормативным актом
организации (приложение 2), которым определяются ее цели, порядок
формирования и деятельности.
4.3.3.
Перечень должностей организации,
исполнение обязанностей
по которым связано с коррупционными рисками (приложение
3), формируется
с учетом особенностей ее деятельности и утверждается отдельным локальным
нормативным актом организации.