МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАПОЛНЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ФОРМЫ СПРАВКИ в 2024 году (за отчетный 2023 год) Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам. В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами. В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений). В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее – справка), обращаются в указанное подразделение. При возникновении у подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации и при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению. При этом подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений территориальных органов федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов или аналогичных подразделений организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, целесообразно в первую очередь обращаться в соответствующий центральный аппарат. Аналогично подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления целесообразно в первую очередь обращаться в соответствующий орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. I. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством. Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие Сведения (далее – служащий (работник)), а именно: 1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (с учетом особенностей, установленных в подпункте 2 настоящего пункта); 2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов муниципальных образований или должности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), - в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата, а также в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались: лица, замещающие муниципальные должности депутатов представительных органов муниципальных образований и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации; лица, замещающие должности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и осуществляющие свои полномочия без отрыва от основной деятельности, – в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалах по отдельным вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/instruktivno-metodicheskie-materialy-po-fz). 3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) работниками государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, публично-правовых компаний, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, либо должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами таких фондов, локальными нормативными актами таких корпораций (компаний), организаций, публично-правовых компаний; 5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; 6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами; 7) атаманом Всероссийского казачьего общества и атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее – атаман войскового казачьего общества); 8) главным финансовым уполномоченным и финансовыми уполномоченными в сферах финансовых услуг, руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее – гражданин): 1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности; 2) любой должности государственной службы Российской Федерации (поступающим на службу); 3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) должности в государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, либо должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами таких фондов, локальными нормативными актами таких корпораций (компаний), организаций, публично-правовых компаний; 5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; 6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами; 7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества) и атамана Всероссийского казачьего общества; 8) должности главного финансового уполномоченного, финансового уполномоченного в сферах финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные особенности представления Сведений (например, установление обязанности для граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, в течение определенного периода со дня наделения полномочиями по должности (назначения, избрания на должность) представить Сведения в утвержденном порядке). 3. Государственный гражданский служащий Российской Федерации и гражданин, претендующие на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – федеральный кадровый резерв), представляют Сведения при рассмотрении вопроса о включении в названный резерв согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 61 "О федеральном кадровом резерве на государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Указ Президента Российской Федерации № 61). При заполнении с использованием СПО "Справки БК" титульного листа справки в строке "В связи с чем подается справка" рекомендуется выбрать "иное" и указать, что лицо претендует на включение в федеральный кадровый резерв. При выборе отчетного периода необходимо исходить из того, что сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году представления документов для включения в федеральный кадровый резерв, а сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера – по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу представления таких документов (пункт 4 Положения о порядке представления государственными гражданскими служащими Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке осуществления проверки достоверности и полноты представленных сведений, утвержденного Указом Президента Российский Федерации № 61). Если лицо, претендующее на включение в федеральный кадровый резерв, по иным основаниям уже представило справки за календарный год, предшествующий году представления документов для включения в федеральный кадровый резерв, то дополнительно представлять справку в соответствии с указанным выше положениями не требуется. Обязательность представления Сведений 4. Лица, претендующие и (или) замещающие муниципальные должности, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2022 г. № 886 "Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2024 года. 5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются также федеральным государственным служащим, замещающим должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и претендующим на замещение должности государственной службы в данном государственном органе, предусмотренной этим перечнем. 6. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее – военнослужащие, сотрудники и лица), замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные соответствующим перечнем должностей, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных таким перечнем, не представляют Сведения в случае если: 1) такие военнослужащие, сотрудники и лица принимают (принимали) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины; 2) планируется участие таких военнослужащих, сотрудников и лиц в специальной военной операции или непосредственное выполнение ими задач, связанных с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины. Данное регулирование не распространяется на федеральных государственных служащих, замещающих должности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (например, в соответствующих территориальных органах). Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалах по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/23). 7. Нахождение служащего (работника) в отпуске (ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения денежного содержания, отпуске по уходу за ребенком или другом предусмотренном законодательством Российской Федерации отпуске), временная нетрудоспособность или иной период неисполнения должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не освобождает от обязанности представить Сведения. 8. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации Сведения не представляют военнослужащие, сотрудники и лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, а также лица, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять Сведения. Данное положение также затрагивает лиц, которые ранее направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, но уже вернулись на постоянное место прохождения службы (работы) (вне зависимости от продолжительности и периода выполнения задач). 9. Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалах по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/23). Лица, призванные на военную службу по мобилизации или заключившие в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, Сведения не представляют. 10. Приостановление правоотношений, предусмотренное федеральными нормативными правовыми актами, в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в связи с заключением в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, предполагает, что приостанавливается осуществление установленных по основному месту службы (работы) прав и обязанностей, в том числе касающихся представления Сведений. 11. При невозможности представить Сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций. Сроки представления Сведений 12. Граждане представляют Сведения (без заполнения раздела 2 справки) при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов). Участие гражданина в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации не предполагает обязанность представить Сведения. Сведения представляются перед назначением на должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют Сведения при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества. Гражданин, претендующий на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, представляет Сведения при подаче документов для подготовки представления о назначении на указанную должность. 13. Служащие (работники) представляют Сведения ежегодно в следующие сроки: 1) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.); 2) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, служащие Центрального банка Российской Федерации, работники государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.). 14. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. 15. Откладывать представление Сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск. 16. Если последний день срока представления Сведений приходится на нерабочий день, то Сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день Сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 11 настоящих Методический рекомендаций. Нерабочий день не является основанием для переноса срока представления Сведений. 17. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет Сведения в течение 15 дней со дня назначения на должность. Лица, в отношении которых представляются Сведения 18. Сведения представляются отдельно: 1) в отношении служащего (работника), 2) в отношении его супруги (супруга), 3) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника). Например, служащий (работник), имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре справки – отдельно на себя и на каждого члена семьи. Не допускается представление Сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной справке. 19. Отчетный период и отчетная дата представления Сведений, установленные для граждан и служащих (работников), различны: 1) гражданин представляет: а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году подачи документов (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки; б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату); 2) служащий (работник) представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году представления Сведений (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки; б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления Сведений); 3) лицо при назначении временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году назначения (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки, а сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на день назначения. 20. Необходимо учитывать, что дата печати справки автоматически формируется в зоне служебной информации (в правом нижнем углу справки). В связи с этим важно обращать внимание на ситуации, при которых отчетная дата напрямую зависит от месяца представления справки (например, если гражданин планирует представить сведения в августе 2024 года, то отчетной датой будет являться 1 июля 2024 года: в таком случае рекомендуется распечатывать справку также в августе 2024 года). 21. Перевод на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в другой государственный орган или на государственную службу Российской Федерации иного вида предполагает увольнение с государственной гражданской службы Российской Федерации и, как следствие, необходимость представления Сведений в рамках подпункта 1 пункта 19 настоящих Методических рекомендаций. Замещение конкретной должности на отчетную дату как основание для представления Сведений 22. Служащий (работник), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Российской Федерации, должен представить Сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года: 1) замещаемая им на указанную дату должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность; Таким образом, в случае, если замещаемая служащим (работником) должность включена в перечень должностей в период декларационной кампании, то обозначенная корректировка не приводит к возникновению у служащего (работника) обязанности представить Сведения. Равно как исключение соответствующей должности из перечня должностей в период декларационной кампании не приводит к освобождению от обязанности по представлению Сведений в случае, если такая должность была включена в перечень должностей по состоянию на 31 декабря отчетного года. 2) временно замещаемая им должность, обязанности по которой исполнялись служащим (работником) в соответствии с приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя), была включена в соответствующий перечень должностей. Служащий (работник) не представляет Сведения в рамках декларационной кампании, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (см., например, Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558). 23. Представление Сведений после увольнения служащего (работника) в период с 1 января по 1 (30) апреля 2024 г. не требуется. 24. В случае замещения работником нескольких должностей в одной организации (внутреннее совместительство, т.е. работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя), замещение которых влечет обязанность представлять Сведения, то таким работником заполняется одна справка с указанием обеих должностей. При внешнем совместительстве (работником заключен трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя) работник, замещающий должности в разных организациях, замещение которых влечет обязанность представлять Сведения, представляет в данные организации две справки (заполняются отдельно для каждой должности). Количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется. Члены Совета федеральной территории "Сириус" представляют справки в качестве лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также в качестве лица, замещающего иную публично-правовую должность (если применимо) (см., например, часть 9 статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус"). Депутат муниципального образования, обладающий, например, статусом депутата муниципального района и соответствующего городского поселения, может представить одну справку, на титульном листе которой укажет обе замещаемые муниципальной должности (и иные должности при необходимости), в случае, если такой порядок установлен соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Определение круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить Сведения 25. Сведения представляются с учетом семейного положения, в котором находился гражданин, служащий (работник) по состоянию на отчетную дату. Супруги 26. При представлении Сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 "Заключение брака" и 25 "Момент прекращения брака при его расторжении" Семейного кодекса Российской Федерации. 27. Согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица № 1): Пример: служащий (работник) представляет Сведения в 2024 году (за отчетный 2023 год) Брак заключен в органах записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) в ноябре 2023 года Сведения в отношении супруги (супруга) представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) служащий (работник) состоял в браке Брак заключен в ЗАГСе в марте 2024 года Сведения в отношении супруги (супруга) не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) служащий (работник) не состоял в браке Пример: гражданин в сентябре 2024 года представляет Сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2024 года Брак заключен 1 февраля 2024 года Сведения в отношении супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) гражданин состоял в браке Брак заключен 2 августа 2024 года Сведения в отношении супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) гражданин еще не вступил в брак 28. Согласно статье 25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – со дня вступления решения суда в законную силу (а не в день принятия такого решения). Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица № 2) Пример: служащий (работник) представляет Сведения в 2024 году (за отчетный 2023 год) Брак был расторгнут в ЗАГСе в ноябре 2023 года Сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) служащий (работник) не состоял в браке Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 12 декабря 2023 года и вступило в законную силу 12 января 2024 года Сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации решение о расторжении брака вступило в силу 12 января 2024 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) служащий (работник) считался состоявшим в браке Брак был расторгнут в ЗАГСе в марте 2024 года Сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) служащий (работник) состоял в браке Пример: гражданин в сентябре 2024 года представляет Сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2024 года Брак был расторгнут в ЗАГСе 1 июля 2024 года Сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) гражданин не состоял в браке Брак был расторгнут в ЗАГСе 2 августа 2024 года Сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) гражданин состоял в браке Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 4 июля 2024 года и вступило в законную силу 4 августа 2024 г. Сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации срок истек 5 августа 2024 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) гражданин считался состоявшим в браке 29. Лица, обязанные представлять Сведения в отношении своих супруг (супругов), не представляют такие Сведения, если: 1) их супруги являются военнослужащими, сотрудниками и лицами и принимают (принимали) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины; 2) их супруги направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и выполняют такие задачи; 3) их супруги призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; 4) их супруги оказывают на основании заключенного ими контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. В этом случае такими лицами могут быть представлены документы, подтверждающие обозначенный статус их супруг (супругов). Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалах по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/23). Несовершеннолетние дети 30. Статья 60 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Таким образом, ребенок считается совершеннолетним при достижении им возраста 18 лет. 31. При представлении Сведений в отношении несовершеннолетних детей следует учитывать, что лицо считается достигшим определенного возраста на следующий день после дня рождения. Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица № 3): Пример: служащий (работник) представляет Сведения в 2024 году (за отчетный 2023 год) Дочери служащего (работника) 21 мая 2023 года исполнилось 18 лет Сведения в отношении дочери не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) дочери служащего (работника) уже исполнилось 18 лет, она являлась совершеннолетней Дочери служащего (работника) 30 декабря 2023 года исполнилось 18 лет Сведения в отношении дочери не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) дочери служащего (работника) уже исполнилось 18 лет, она являлась совершеннолетней Дочери служащего (работника) 31 декабря 2023 года исполнилось 18 лет Сведения в отношении дочери представляются, поскольку дочь служащего (работника) считается достигшей возраста 18 лет на следующий день после дня рождения, то есть 1 января 2024 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2023 года) она еще являлась несовершеннолетней Пример: гражданин представляет в сентябре 2024 года Сведения в связи с назначением на должность. Отчетной датой является 1 августа 2024 года Сыну гражданина 5 мая 2024 года исполнилось 18 лет Сведения в отношении сына не представляются, поскольку он являлся совершеннолетним и по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) сыну гражданина уже исполнилось 18 лет Сыну гражданина 1 августа 2024 года исполнилось 18 лет Сведения в отношении сына представляются, поскольку сын гражданина считается достигшим возраста 18 лет на следующий день после дня рождения, то есть 2 августа 2024 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) он еще являлся несовершеннолетним Сыну гражданина 17 августа 2024 года исполнилось 18 лет Сведения в отношении сына представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2024 года) сын гражданина являлся несовершеннолетним 32. Представление служащим (работником) Сведений в отношении несовершеннолетнего ребенка, в случае если служащий (работник) является опекуном (попечителем), его супруга (супруг) является опекуном (попечителем) или его супруга (супруг) является усыновителем такого ребенка, не является нарушением. 33. Сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих раздельно со служащим (работником) в случае, если служащий (работник) не лишен родительских прав, представляются в установленном порядке. Уточнение представленных Сведений 34. Гражданин может представить уточненные Сведения в течение одного месяца со дня представления Сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. 35. Служащий (работник), замещающий должность, не включенную в соответствующий перечень, и претендующий на замещение должности, предусмотренной перечнем, может представить уточненные Сведения в течение одного месяца со дня представления Сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. 36. Служащий (работник) может представить уточненные Сведения в течение одного месяца после окончания срока представления Сведений (1 (30) апреля года, следующего за отчетным), а именно включительно в срок до 1 (31) мая года, следующего за отчетным. 37. Представление уточненных Сведений предусматривает повторное представление только справки, в которой не отражены или не полностью отражены какие-либо Сведения либо имеются ошибки. 38. Представление уточненных Сведений за предыдущие декларационные кампании не предусмотрено. В случае выявления служащим (работником), что в Сведениях за предыдущие декларационные кампании не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, такому служащему (работнику) рекомендуется к представляемой в 2024 году справке приложить соответствующие письменные пояснения (например, ситуации, связанные с выявлением счета в кредитной организации, отрытого в 2022 году, но не отраженного в справке, представленной в рамках декларационной кампании 2023 года). 39. В случае если лицо не представило Сведения в период декларационной кампании, то основания для представления уточненных Сведений у него отсутствуют. Рекомендуемые действия при невозможности по объективным причинам представить Сведения в отношении члена семьи 40. При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует обратиться с заявлением, предусмотренным абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции", абзацем третьим подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", пунктом 11 Положения о представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 г. № 472 "О представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460". Дополнительная информация содержится в Обзоре правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/24). 41. Заявление подается в порядке, установленном нормативным правовым актом органа публичной власти или актом организации. Заявление при наличии длящихся обстоятельств подается ежегодно. При этом подача рассматриваемого заявления не предполагает необходимость представления имеющихся в распоряжении служащего (работника) Сведений (частичных Сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей). 42. Заявление должно быть направлено до истечения срока, установленного для представления служащим (работником) Сведений. Заявление подается (таблица № 4): В Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, иными лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, должности заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации, члена Совета директоров Центрального банка России, а также главного финансового уполномоченного в случае и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации В Департамент кадров Правительства Российской Федерации лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, должности в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации В подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (если иное не предусмотрено нормативным правовым актом федерального государственного органа, зарегистрированным в установленном порядке) лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (за исключением должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации) В подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федерального закона, публично-правовой компании лицами, замещающими должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний В подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений Центрального банка Российской Федерации лицами, занимающими должности, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, а также должности финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного В уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (Федеральное агентство по делам национальностей) атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, или войскового казачьего общества и атаманами войскового казачьего общества, избранными высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества 43. Для служащих (работников) право направить заявление о невозможности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера законодательством не предусмотрено. 44. Для граждан право направить заявление о невозможности представления Сведений в отношении супруги (супруга) или несовершеннолетних детей законодательством не предусмотрено. 45. Вопросы подачи лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования или должность депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации и осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), заявления о невозможности сообщить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации или в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, о том, что в течение отчетного периода супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми не совершались сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", регулируются законом (законами) субъекта Российской Федерации. Вопросы подачи руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации или руководителем муниципального учреждения заявления о невозможности представить Сведения в отношении супруги (супруга) или несовершеннолетних детей регулируются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом соответственно. Рекомендуемые действия при невозможности представить Сведения вследствие не зависящих от служащего (работника) обстоятельств 46. В случае невозможности исполнения служащим (работником) обязанности представить Сведения вследствие не зависящих от него обстоятельств, такое лицо в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, обязано подать в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иной коллегиальный орган, осуществляющий функции указанной комиссии) уведомление об этом в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа с приложением документов, иных материалов и (или) информации (при наличии), подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления об этом в установленный срок, такое уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения указанных обстоятельств. Конкретные не зависящие от служащего (работника) обстоятельства приведены в части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Примером не зависящих от физического лица обстоятельств могут быть стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии) и пр. 47. Уведомление направляется также в случае невозможности по независящим обстоятельствам представления Сведений в отношении самого служащего (работника). 48. Исполнение обязанности представить Сведения должно быть обеспечено служащим (работником) не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих исполнению такой обязанности, если иное не установлено федеральными законами. II. Заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 49. Форма справки является унифицированной для всех лиц, на которых распространяется обязанность представлять Сведения. 50. Справку рекомендуется заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Не рекомендуется пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде смс-сообщения. Например, заполнение справки на основании полученной информации из единой формы, установленной Указанием Банка России от 27 мая 2021 г. № 5798-У "О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения" (далее – Указание Банка России № 5798-У), является достаточным (за исключением случая, когда необходимая для заполнения справки информация отсутствует у соответствующей кредитной организации или некредитной финансовой организации и имеется у другой организации или государственного (муниципального) органа). К справке могут быть приложены любые документы, в том числе пояснения служащего (работника). При этом разделом 2 справки предусмотрен случай, при котором к справке в обязательном порядке прилагаются соответствующие документы. В иных случаях приложение является правом служащего (работника). 51. Справка заполняется с использованием актуальной на дату представления Сведений версии специального программного обеспечения "Справки БК" (далее – СПО "Справки БК"). Оценка актуальности версии СПО "Справки БК" осуществляется при приеме справки. При печати справки формируются зоны со служебной информацией (штриховые коды и т.п.), нанесение каких-либо пометок на которые не допускается. 52. СПО "Справки БК" размещено на официальном сайте Президента Российской Федерации (http://www.kremlin.ru/structure/additional/12), ссылка на который также размещена на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/spravki_bk). 53. При заполнении справок с использованием СПО "Справки БК" личной подписью заверяется только последний лист справки. Наличие подписи на каждом листе (в пустой части страницы) не является нарушением. Лицу, представляющему справки, рекомендуется распечатать, подписать и представить справки в течение одного дня (одной датой). При этом не допускаются ситуации, при которых дата печати справки, автоматически формируемая в правом нижнем углу каждого листа справки, будет ранее отчетной даты, указываемой на титульном листе справки, или позднее даты заверения достоверности и полноты на последнем листе справки. Также не рекомендуется осуществлять подмену листов справки, листами, напечатанными в иной момент времени. При этом листы одной справки не следует менять и вставлять в другие справки, даже если они содержат идентичную информацию и время печати. Согласно Инструкции о порядке заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием СПО "Справки БК" необходимо учитывать следующее: - для печати справок используется лазерный принтер, обеспечивающий качественную печать; - не допускаются дефекты печати в виде полос, пятен (при дефектах барабана или картриджа принтера); - не допускается наличие подписи и пометок на линейных и двумерных штрих-кодах (подпись на справке может быть поставлена в правом нижнем углу всех страниц, кроме последней. На последней странице подпись ставится в специально отведенном месте); - не допускаются рукописные правки. Справки не следует прошивать и фиксировать скрепкой. Печатать справки рекомендуется только на одной стороне листа. 54. В справке применимые сведения, выраженные в иностранной валюте, указываются в рублях по курсу Банка России на соответствующую дату. Сведения об официальных курсах валют на заданную дату, устанавливаемых Банком России, размещены на его официальном сайте: https://www.cbr.ru/currency_base/daily/. Если Банком России не установлен официальный курс валюты, то допускается использование данных из официальных источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (например, информации с официального сайта кредитной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 55. При заполнении титульного листа справки рекомендуется обратить внимание на следующее: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, служащего (работника), представляющего Сведения, его супруги и несовершеннолетнего ребенка указываются (в именительном падеже) полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, по состоянию на дату представления справки (реквизиты удостоверяющего личность документа указываются по состоянию на дату представления справки). Серия свидетельства о рождении указывается по формату: римские цифры – в латинской раскладке клавиатуры, русские буквы – в русской; 2) дата рождения (год рождения) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность; 3) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указывается при наличии. При этом в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с ноября 2013 года СНИЛС присваивается новорожденным в беззаявительном порядке; 4) место службы (работы) и замещаемая (занимаемая) должность указываются в соответствии с приказом о назначении и служебным контрактом (трудовым договором) на отчетную дату (в случае, если в период декларационной кампании (с 1 января по 1 (30) апреля года, следующего за отчетным) наименование замещаемой (занимаемой) должности изменилось, то указывается должность, замещаемая (занимаемая) 31 декабря отчетного года). При заполнении справки гражданином, не осуществляющим на отчетную дату трудовую деятельность в установленном порядке, претендующим на замещение вакантной должности, в графе место службы (работы) указывается: "временно неработающий, претендующий на замещение "наименование должности". Если Сведения представляются в отношении несовершеннолетнего ребенка, то в графе "род занятий" рекомендуется указывать образовательную организацию, обучающимся которой он является, или "находится на домашнем воспитании". При представлении Сведений в отношении лиц, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, в графе "род занятий" рекомендуется указывать "безработный"; в случае если лицо не имеет работу и заработок и при этом не зарегистрировано в органах службы занятости, то в графе "род занятий" рекомендуется указывать "временно неработающий" или "домохозяйка" ("домохозяин"). Лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, в рассматриваемой графе рекомендуется указывать "осуществляющий уход за нетрудоспособным гражданином". В случае прохождения военной службы супругом (супругой) при заполнении титульного листа справки такого супруга (супруги), замещающего должность военной службы, допускается ограничиться исполнением надписи "Военнослужащий"; отражение в названной справке сведений о должностях военнослужащих, замещаемых ими в конкретных войсковых частях, представляется нецелесообразным. Представление депутатом представительного органа муниципального образования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации справки в связи с одновременным замещением иной самостоятельной муниципальной должности не отменяет обязанность по сообщению об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; 5) при наличии на отчетную дату нескольких мест работы на титульном листе справки обязательно указывается основное место работы, т.е. организация, в которой находится трудовая книжка. При этом рекомендуется указать и иные места работы. При заполнении справки лицом, только выполняющим работы и (или) оказывающим услуги на основании договоров гражданско-правового характера (самозанятые граждане, работающие без трудовой книжки), рекомендуется указывать "выполнение работ (оказание услуг) в сфере (указывается наименование соответствующей сферы)". При заполнении справки лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, рекомендуется указывать соответствующий статус. При заполнении справки лицом, замещающим муниципальную должность на непостоянной основе, указывается муниципальная должность и основное место работы (службы) или род занятий; 6) адрес места регистрации указывается по состоянию на дату представления справки на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры, почтовый индекс). При наличии временной регистрации ее адрес указывается в СПО "Справки БК" - в графе "доп. раздел". При отсутствии постоянной регистрации указывается временная (по паспорту). В случае если служащий (работник), гражданин, член семьи не проживает по адресу места регистрации, в СПО "Справки БК" - в графе "доп. раздел" указывается адрес фактического проживания.
Made on
Tilda